Священник Лев Шихляров
Христианство и проблемы половых отношений


Проблемы зачатия

     В современном мире большинство людей любит детей. "Детям - все лучшее", "Дети - цветы нашей жизни" - эти лозунги были очень распространены у нас в недавнее время. И даже если лозунги эти были только на словах, само подобное отношение к детям кажется естественным и извечным; мало кто задумывается о примерах совсем иного отношения древних культур, когда не совсем здоровых детей разбивали о камни (Спарта), приносили своих "первенцев" в жертву (Финикия), закапывали живых девочек, как лишних представительниц "второсортного" пола, в песке (домагометанская Аравия).
     "Не препятствуйте (детям) приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19, 14),- говорит Христос. Христианское отношение к детям вроде бы постепенно утвердилось в мире (очень постепенно: вспомним работные дома в Англии, детей "врагов народа" в СССР, детскую проституцию в Сингапуре). Но умиленности и сердобольности добропорядочных людей в условиях кризиса далеко не достаточно; наша страна здесь бьет рекорды: огромный процент брошенных или проданных детей, в т.ч. детей-инвалидов; детей, которых психически и физически калечат родители - безбожники, алкоголики, насильники; детей, которые с доверчивой вначале, а затем сломанной и даже испорченной душой пытаются растить себя сами, оставленные на произвол мира, лежащего во зле; не говорим уже о миллионах абортов. В последний год смертность в России превысила рождаемость - это результат "смутного времени", хотя снижение рождаемости в цивилизованном мире вообще является одной из закономерностей природы, замеченной еще Вл. Соловьевым: "В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом, чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше... У человека сравнительно со всем животным царством размножение совершается в наименьших размерах, а половая любовь достигает... высочайшей силы." (В. Соловьев. Смысл любви. Ук. сб. "Русский эрос", стр.20).
     Безусловно, современный мир, изменив отношения к половым процессам, теряя тайну брака, изменил отношение и к детям. В XIX в. у людей, богатых и бедных, рождалось до 12-15 детей, многие из них умирали еще младенцами, и человек говорил: Дети - дар Божий, Бог дал - Бог взял, Он силен дать еще. Человек ХХ-го века в этом отношении подозревает своего предка в прикрытом религиозностью подсознательном равнодушии к личности ребенка, и предпочитает иметь двоих, но по силе прокормить их и дать образование, нежели "плодить нищету". В этом современный человек отчасти прав, ибо он интересуется личностью своего ребенка (в нормальной семье), хотя ему приходится больше дрожать за своего порой единственного "наследника". Человек прошлого века, как и за тысячу лет до него, доверял число детей, их пол, здоровье долголетие Богу. Человек нашего века пытается сам регулировать рождаемость и даже пол. При этом в то время, когда одна половина всего количества родителей мечтает иметь ребенка и добивается этого любым способом, начиная с покупки сирот и заканчивая зачатием в "пробирке", другая половина уничтожает зачатую жизнь или всеми способами не дает зачатию произойти.
     Противозачаточная деятельность человечества (осуждается Католицизмом на официальном уровне и Православием на частном) имеет субъективные причины (вина) и объективные (беда).
     К первым относится только одна: половые отношения, переставая быть частью тайны Божественного замысла о человеке и превращаясь в "секс", свидетельствуют об эгоизме "партнеров" - зачем им дети, которые их "свяжут", когда их цель не связь, а временное наслаждение временного союза.
     Однако существуют причины иного рода. Во-первых, это тяжелые экономические условия, в которые поставлена молодая семья. Волей-неволей ей приходится регулировать и ограничивать число детей, вернее сказать отказываться от дара, который предлагается Богом. Это трагедия, которую переживают и верующие супруги, вынужденные пользоваться противозачаточными средствами и методами. "Добровольное ограничение в браке позволяется тогда, когда рождение ребенка связано с определенными опасностями. ...Супруги могут решиться на это лишь с молитвой ко Господу о руководстве и милосердии... С православной точки зрения, ни одно из противозачаточных средств не лучше другого - все они одинаково безрадостны для истинно любящих" (прот. Ф. Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989, стр.321), ибо в акт любви (Бог есть любовь, и в любви "зачал" мир) вносится страдание от внутреннего раздвоения. Но дело не только в этом. Конечно, есть семьи, где идут на благородный риск и вопреки всему, надеясь на милость Божию, рожают 5-10 детей. Но в целом использование противозачаточных средств, в частности, презервативов, там, где действительно существует брак, где отношениями движут не эгоизм и похоть, свидетельствуют об ответственном подходе человека к планированию своей семьи, ибо в отличие от животных ему это право в принципе дано. Задача Церкви как общины Христа состоит не в осуждении противозачаточных средств, а в реальной помощи, которую она по мере сил обязана оказывать молодой семье христиан.
     Во-вторых, это причины медицинского характера, разного рода противопоказания, в основном у женщин. Необходимо помнить о том, что беременность и роды сильно изнашивают организм женщины.
     Противозачаточный метод упорядочения отношений в соответствии с женским циклом является как бы использованием природного "шанса". Однако, полностью устранить возможность зачатия нельзя и жизнь может возникнуть при любом способе предохранения. В этом случае христианин должен смириться и принять это как волю Божию, превозмогающую человеческое маловерие: если Бог настоял на Своем, то Он поможет и вырастить дитя. Кстати, при употреблении приспособления типа "спираль" зачатие также может произойти, но беременность крайне рискованна, и возникает необходимость совершить аборт даже против желания матери.
     Аборт вообще, как насильственное прекращение дарованной Творцом жизни, во всех случаях является убийством, То, что убивается, до определенного времени трудно назвать человеком, но сама жизнь осуществляется в момент зачатия, в оплодотворенной клетке потенциально заложен будущий человек. В определенных случаях, связанных с медицинскими противопоказаниями, главным образом со смертельной опасностью для женщины, приходится сделать выкидыш, хотя подобное (как и самопроизвольный выкидыш) всегда тяжело переживается настоящей матерью. (Любопытно, что в XIX в. на Западе действовала папская энциклика, говорившая, что в случае опасности для матери или для плода выбирать нужно жизнь ребенка - с этим можно поспорить).
     Аборт, как известно вреден для здоровью женщины; после нескольких абортов вероятность нормальных родов очень мала. Гораздо менее известны побочные психологические последствия аборта - о них в специальной литературе практически не говорится. Типичная ситуация: после 1-2 лет совместной жизни у молодоженов наступил кризис, выражающийся либо в охлаждении друг ко другу, либо в измене. Как ни странно, причиной этого состояния вполне может быть совершенный ранее аборт. Если супруги любят друг друга, то зачатый ребенок еще более скрепляет их любовь, переводя ее в новое измерение. Из-за маловерия и малодушия жена (иногда втайне от мужа, иногда по обоюдному согласию) совершает выкидыш. Внешне вроде бы ничего не изменилось, но ведь по сути произошло убийство, и где-то в подсознании супругов звучат новые мотивы: мы совершили убийство будущего ребенка, в чем-то предали любовь, испугавшись ее родовых последствий близость между нами (столь желанная некогда) таит опасность новой подобной катастрофы.
     Они приводят к охлаждению и к поиску "на стороне", чтобы было без последствий.
     В некоторых православных изданиях использование противозачаточных средств осуждается наравне с абортами, при этом совершенно не замечается разница между убийством реально осуществившегося организма и предотвращением возможности осуществления. Исходя из подобной логики следовало бы обвинить в массовом детоубийстве всех прошедших через рукоблудие и ночные извержения...
     Несколько слов следует сказать о необычных, новых способах зачатия (зачатие в "пробирке", вынашивание плода во чреве другой женщины и т.п.). Западная Церковь в свойственной ей манере их категорически отвергает, как посягновение на прерогативы Бога. Конечно, в том смысле, что подобные эксперименты часто подаются как вызов или насмешка над "Божественным" способом зачатия, их можно считать греховными. Но, во-первых, Библия знает иные, кроме обычного, способы зачатия и рождения (Ева - от Адама, Христос - от Духа Святого и Девы Марии), а во-вторых, если вспомним ветхозаветное рождение "на колени" (см.выше) и т.п., то поймем, что здесь действует все тот же в.з. мотив: стремление иметь потомство любой ценой.